Номер 2, страница 4 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 8—9-х классах. Параграф 1. Предложение как единица синтаксиса - номер 2, страница 4.

№2 (с. 4)
Условие. №2 (с. 4)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 4, номер 2, Условие

1. Изучите таблицу. Постройте в тетради схемы сложных предложений.

2. Подготовьте учебное сообщение «Виды сложных предложений». Дополните его самостоятельно подобранными примерами.

Вид сложного предложения Пример Схема
1. Сложносочинённые предложения (ССП)

Видна птица по перьям, а человек — по речам (пословица).

Название «рожь» по происхождению праславянское, слово «пшеница» тоже имеет праславянское происхождение (Л. Скворцов).

2. Сложноподчинённые предложения (СПП)

Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая называется антропонимика (Л. Скворцов).

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезни, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека (Д. Лихачёв).

Чудится мне, будто песню печальную мать надо мною поёт в полусне (Д. Кедрин).

3. Бессоюзные сложные предложения (БСП)

С грамотой вскачь — без грамоты хоть плачь (пословица).

Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной (П. Вяземский).

4. Сложные предложения с разными видами связи

Умение самостоятельно работать с книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой; приобретать знания самостоятельно придётся всю жизнь (Д. Лихачёв).

Решение. №2 (с. 4)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 4, номер 2, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 4, номер 2, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №2 (с. 4)

Схемы сложных предложений из таблицы

1. Сложносочинённые предложения (ССП)

Пример: Видна птица по перьям, а человек — по речам.

Схема: [ ], а [ ].

Пример: Название «рожь» по происхождению праславянское, слово «пшеница» тоже имеет праславянское происхождение.

Схема: [ ], [ ]. (Смысловое отношение — перечисление, сопоставление).

2. Сложноподчинённые предложения (СПП)

Пример: Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая называется антропонимика.

Схема: [...сущ.], (которая...).

Пример: Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезни, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Схема: (Если..., (чтобы..., ..., ...)), [то...].

Пример: Чудится мне, будто песню печальную мать надо мною поёт в полусне.

Схема: [ ], (будто...).

3. Бессоюзные сложные предложения (БСП)

Пример: С грамотой вскачь — без грамоты хоть плачь.

Схема: [ ] — [ ]. (Смысловое отношение — противопоставление).

Пример: Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной.

Схема: [ ]: [ ]. (Смысловые отношения пояснения. В примере использован авторский знак препинания — запятая).

4. Сложные предложения с разными видами связи

Пример: Умение самостоятельно работать с книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой; приобретать знания самостоятельно придётся всю жизнь.

Схема: [...тогда], (когда...); [ ]. (Предложение с подчинительной и бессоюзной связью).


Учебное сообщение «Виды сложных предложений»

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или более грамматических основ (простых предложений). Части сложного предложения объединяются по смыслу, интонационно и могут связываться с помощью союзов или без них. В зависимости от средств связи, выделяют четыре основных вида сложных предложений.

1. Сложносочинённые предложения (ССП)

В сложносочинённых предложениях его части грамматически равноправны и соединяются сочинительными союзами. В зависимости от союза, смысловые отношения между частями могут быть:

Соединительные (союзы и, да (в значении и), также, тоже): указывают на последовательность или одновременность событий. Пример: Прошёл сильный ливень, и воздух стал свежим и чистым.

Противительные (союзы а, но, да (в значении но), однако, зато): указывают на сопоставление или противопоставление. Пример: Все уже устали, но работа ещё не была закончена.

Разделительные (союзы или, либо, то...то, не то...не то): указывают на выбор, чередование или взаимоисключение. Пример: То ветер начинал выть в трубе, то дождь громко стучал в окно.

2. Сложноподчинённые предложения (СПП)

В сложноподчинённых предложениях одна часть является главной, а другая — зависимой (придаточной). От главной части к придаточной можно задать вопрос. Части связываются подчинительными союзами (что, чтобы, когда, если и др.) или союзными словами (который, где, куда, чей и др.).

Пример с придаточным изъяснительным: Я не сомневался, что мы справимся с заданием. (Не сомневался в чём?)

Пример с придаточным определительным: Книга, которую я читаю, очень интересная. (Книга какая?)

Пример с придаточным обстоятельственным (причины): Мы не пошли гулять, потому что начался сильный дождь. (Не пошли гулять почему?)

3. Бессоюзные сложные предложения (БСП)

В бессоюзных сложных предложениях части связываются только по смыслу и интонационно, без союзов. На письме между ними ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Пример с перечислением (запятая): Наступила весна, прилетели грачи, на деревьях набухли почки.

Пример с пояснением (двоеточие): Я люблю русскую зиму: можно кататься на лыжах и коньках, лепить снеговиков.

Пример с противопоставлением (тире): Лето припасает — зима поедает.

4. Сложные предложения с разными видами связи

Это предложения, которые состоят из трёх и более частей, связанных между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и/или бессоюзной. Они представляют собой комбинацию описанных выше типов.

Пример: Наступила тишина, и, когда всё замерло, отчётливо послышалось, как вдали прокричал петух. В этом предложении сочетаются сочинительная, подчинительная и бессоюзная (внутри последней части) связи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 4 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №2 (с. 4), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.