Номер 322, страница 171 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Орфография как система правил правописания. Параграф 33. Проверяемые написания - номер 322, страница 171.
№322 (с. 171)
Условие. №322 (с. 171)
скриншот условия
322. 1. Объяснительный диктант.
1. Захоч..шь — в гору вскоч..шь, не захоч..шь — и с горы не съед..шь. 2. Сам и гроша не сто..т, а выгляд..т рублём. 3. Учи, пока поперёк лавки укладыва..тся, а во всю вытян..тся — не науч..шь. 4. Ремесло пить-есть не прос..т, а само корм..т. 5. В темноте и гнилушка свет..т. 6. Друг спор..т, недруг — поддакива..т. 7. Не спотыка..тся тот, кто не идёт. 8. Пустая мельница и без ветра мел..т. 9. Буд..шь вперёд двигаться — горы одоле..шь, а сиднем засяд..шь — ничего, кроме своей ямы, не увид..шь. 10. Беды муч..т, да уму уч..т (пословицы).
2. Раскройте смысл пословиц и поговорок.
3. Составьте небольшой текст-рассуждение, использовав в качестве тезиса пословицу «Не спотыкается тот, кто не идёт».
Решение. №322 (с. 171)
Решение 2. №322 (с. 171)
1. Захочешь — в гору вскочишь, не захочешь — и с горы не съедешь. 2. Сам и гроша не стоит, а выглядит рублём. 3. Учи, пока поперёк лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь. 4. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит. 5. В темноте и гнилушка светит. 6. Друг спорит, недруг — поддакивает. 7. Не спотыкается тот, кто не идёт. 8. Пустая мельница и без ветра мелет. 9. Будешь вперёд двигаться — горы одолешь, а сиднем засядешь — ничего, кроме своей ямы, не увидишь. 10. Беды мучат, да уму учат.
Объяснение орфограмм:
- В глаголах 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак на конце. Окончание -ешь пишется в глаголах I спряжения (захочешь, съедешь, будешь, одолеешь, засядешь), окончание -ишь — в глаголах II спряжения (вскочишь, научишь, увидишь).
- В глаголах 3-го лица единственного числа окончание -ет пишется в глаголах I спряжения (поддакивает, мелет), окончание -ит — в глаголах II спряжения (стоит, выглядит, просит, кормит, светит, спорит).
- В глаголах 3-го лица множественного числа окончание -ат/-ят пишется в глаголах II спряжения (мучат, учат), окончание -ут/-ют — в глаголах I спряжения.
- В глаголах, отвечающих на вопросы «что делает?», «что сделает?» (3-е лицо), мягкий знак перед -ся не пишется (укладывается, вытянется, спотыкается).
- Захочешь — в гору вскочишь, не захочешь — и с горы не съедешь. — Сильное желание и воля помогают преодолеть любые трудности, а без желания даже самое простое дело кажется невыполнимым.
- Сам и гроша не стоит, а выглядит рублём. — О человеке, который пытается казаться более значительным и состоятельным, чем он есть на самом деле; о хвастовстве и несоответствии внешнего вида и внутренней сути.
- Учи, пока поперёк лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь. — Воспитывать и учить детей нужно, пока они маленькие. Когда они вырастут, повлиять на них будет очень сложно или невозможно.
- Ремесло пить-есть не просит, а само кормит. — Умение что-то делать, профессия всегда обеспечит человека средствами к существованию.
- В темноте и гнилушка светит. — В тяжёлых обстоятельствах или при отсутствии чего-либо лучшего даже самая малость или что-то не очень качественное может показаться ценным и полезным.
- Друг спорит, недруг — поддакивает. — Настоящий друг скажет правду, даже неприятную, и будет спорить ради твоей же пользы. Враг или льстец со всем согласится, преследуя свои цели.
- Не спотыкается тот, кто не идёт. — Ошибок не совершает только тот, кто ничего не делает. Ошибки — естественная часть любого дела или процесса обучения.
- Пустая мельница и без ветра мелет. — Так говорят о болтливом человеке, который говорит много, без умолку и без всякого смысла, несёт чепуху.
- Будешь вперёд двигаться — горы одолеешь, а сиднем засядешь — ничего, кроме своей ямы, не увидишь. — Активность, целеустремлённость и труд приводят к большим достижениям. Бездействие и лень ведут к застою и ограниченности.
- Беды мучат, да уму учат. — Трудности и несчастья, хоть и причиняют страдания, но приносят ценный жизненный опыт, делают человека мудрее.
Народная мудрость гласит: «Не спотыкается тот, кто не идёт». В этих, на первый взгляд, простых словах заключена глубокая истина о важности действия и неизбежности ошибок на пути к любой цели.
Многие люди боятся начинать что-то новое из-за страха совершить ошибку, показаться некомпетентным или потерпеть неудачу. Однако, оставаясь в бездействии, человек лишает себя возможности расти и получать новый опыт. Он подобен путнику, который стоит у начала дороги, опасаясь камней на ней, и потому никогда не увидит, что ждёт его за горизонтом. Бездействие — это гарантированное отсутствие не только неудач, но и побед.
На самом же деле, ошибки — это не признак слабости, а неотъемлемая часть любого процесса обучения и развития. Каждое неверное действие даёт нам ценный урок, указывает на слабые места и помогает скорректировать дальнейшие шаги. Великие учёные совершали тысячи неудачных опытов, прежде чем сделать открытие, а спортсмены бессчётное количество раз падали, оттачивая своё мастерство. Именно эти «спотыкания» и делают в итоге путь успешным, закаляя волю и обогащая опытом.
Таким образом, не стоит бояться ошибок. Гораздо страшнее — вообще не двигаться с места. Любое действие, даже если оно ведёт к ошибке, лучше полного бездействия. Ведь только тот, кто идёт, пусть и спотыкаясь, в конце концов доберётся до своей цели.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 322 расположенного на странице 171 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №322 (с. 171), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.