Номер 452, страница 244 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 44. Слитные, раздельные и дефисные написания - номер 452, страница 244.

№452 (с. 244)
Условие. №452 (с. 244)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 244, номер 452, Условие

452. 1. Спишите текст в соответствии с нормами орфографии и пунктуации. Графически объясните написание орфограмм.

ПОЛЁТ НАД ЗЕМЛЁЙ

Полёт над землёй пр..красен. Сам..лёт взлетая словно прорыва..т (н..)..вид..мую сеть-паутину и глядя на осл..пительно сверкающие гряды куч..вых облаков пор..жающих бе..конеч(?)ным разнообразием форм наконец(то) нач..наешь(?) думать о том что живёшь(?) может быть (не)совсем так как надо что бе..сильно б..рахтаясь в суете и обыде(н/нн)ости ты сам даёшь(?) к..раблю уплыть.ch Чего только (н..)..увид..шь(?) глядя на эти ск..пления водя(н/нн)ого пара и м..взолеи и башни и пагоды и торосистые полярные просторы бе..крайние заснеже(н/нн)ые пространства а надо всем этим — (пронзительно)синее небо и со(?)нце на которое (не)возможно смотреть.

(В)низу в прорывах меж облаками видна поверхн..сть земли на которой и дома(то) (н..)..разглядишь(?) тем более одного человека. И стра(н/нн)о думать что крошеч(?)ное (не)видное (от)сюда двухногое существо несёт в своей голове Вселе(н/нн)ую и ты один из полутора сотен сидящих в крылатой обтека..мой коробке что(то) такое о себе вообр..жаешь(?)...ch Ещё поразительнее когда вспомина..шь(?) о том что совсем уж(?) крошеч(?)ные создания (н..)..как (не)разл..чимые с самолёта то(же) живут своей самостоятельной жизнью (н..)(в)какой мере разумеешь(?)ся (не)представляя о человеческом и уж(?) тем более «сам..лётном» ма..штабе...

Пролетели восточный край Европы Урал и теперь под нами Азия Пр..аралье — голая соверше(н/нн)о мёртвая (с)верху вы..же(н/нн)ая бе..жизне(н/нн)ая рыжая р..внина тянущаяся на десятки а то и сотни ки(л/лл)ометров. Я(то) знаю что она населе(н/нн)а разнообразными живыми существами и покрыта скудной р..стительностью но (с)верху это так трудно себе пре..ставить (по Ю. Аракчееву).

2. Что отражает заглавие: тему или основную мысль текста?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Решение. №452 (с. 244)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 244, номер 452, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 244, номер 452, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №452 (с. 244)

1. Спишите текст в соответствии с нормами орфографии и пунктуации. Графически объясните написание орфограмм.

ПОЛЁТ НАД ЗЕМЛЁЙ

Полёт над землёй прекрасен. Самолёт, взлетая, словно прорывает невидимую сеть-паутину и, глядя на ослепительно сверкающие гряды кучевых облаков, поражающих бесконечным разнообразием форм, наконец-то начинаешь думать о том, что живёшь, может быть, не совсем так, как надо, чтобы бессильно барахталась в суете и обиженности, ты сам даёшь кораблю уплыть. Чего только не увидишь, глядя на эти скопления водяного пара и мавзолеи, и башни, и пагоды, и торосистые полярные просторы, бескрайние заснеженные пространства, а надо всем этим — пронзительно-синее небо и солнце, на которое невозможно смотреть.

Внизу в прорывах меж облаками видна поверхность земли, на которой и дома-то не разглядишь, тем более одного человека. И странно думать, что крошечное, невидное отсюда двуногое существо несёт в своей голове Вселенную, и ты один из полутора сотен сидящих в крылатой обтекаемой коробке, что-то такое о себе воображаешь… Ещё поразительнее, когда вспоминаешь о том, что совсем уж крошечные создания, никак неразличимые с самолёта, тоже живут своей самостоятельной жизнью, ни в какой мере, разумеется, не представляя о человеческом и уж тем более «самолётном» масштабе…

Пролетели восточный край Европы, Урал, и теперь под нами Азия. Приаралье — голая, совершенно мёртвая, сверху выжженная, безжизненная рыжая равнина, тянущаяся на десятки, а то и сотни километров. Я-то знаю, что она населена разнообразными живыми существами и покрыта скудной растительностью, но сверху это так трудно себе представить.

Объяснение орфограмм и пунктуации:

  • прекрасен – приставка пре- в значении «очень».
  • самолёт – соединительная гласная о.
  • прорывает – окончание глагола I спряжения.
  • невидимуюне с прилагательным пишется слитно, можно заменить синонимом («скрытую»).
  • глядя на... – обособленный деепричастный оборот.
  • ослепительно – проверяемая безударная гласная в корне (слепнет).
  • кучевых – суффикс -ев- в прилагательных пишется в безударной позиции.
  • поражающих – словарное слово.
  • бесконечным – приставка бес- пишется перед глухой согласной к.
  • наконец-то – частица -то пишется через дефис.
  • начинаешь, живёшь, даёшь, увидишь, разглядишь, воображаешь, вспоминаешь – на конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется ь.
  • не совсем – частица не с наречием пишется раздельно.
  • чтобы – союз, пишется слитно.
  • бессильно – приставка бес- перед глухой согласной с.
  • барахталась – словарное слово.
  • обиженностинн в существительном, образованном от страдательного причастия прошедшего времени (обиженный).
  • кораблю – словарное слово.
  • Чего только не увидишь – в восклицательных и вопросительных предложениях с частицей «только» пишется частица «не».
  • скопления – проверяемая безударная гласная в корне (скопится).
  • водяного – суффикс -ян- в отымённом прилагательном.
  • мавзолеи – словарное слово.
  • бескрайние – приставка бес- перед глухой согласной к.
  • заснеженныенн в причастии, т.к. есть приставка за-.
  • пронзительно-синее – сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
  • солнце – непроизносимая согласная л (солнечный).
  • невозможноне с наречием на -о пишется слитно, можно заменить синонимом («трудно»).
  • внизу – наречие, пишется слитно.
  • дома-то – частица -то пишется через дефис.
  • не разглядишь – частица не с глаголом пишется раздельно.
  • страннонн в наречии, образованном от прилагательного с нн (странный).
  • крошечное – сочетание чн пишется без ь.
  • отсюда – наречие, пишется слитно.
  • Вселенную – словарное слово.
  • обтекаемой – суффикс -ем- в страдательном причастии настоящего времени, образованном от глагола I спряжения (обтекать).
  • что-то – частица -то пишется через дефис.
  • воображаешь – словарное слово.
  • уж – наречие-исключение, пишется без ь.
  • никак неразличимыеникак – отрицательное наречие, пишется слитно; неразличимыене с причастием пишется слитно, т.к. нет противопоставления и зависимых слов, а слово «никак» усиливает отрицание.
  • тоже – союз, пишется слитно (можно заменить на союз и).
  • ни в какой – отрицательное местоимение с предлогом пишется раздельно (в три слова).
  • разумеется – в форме 3-го лица единственного числа ь не пишется (что делает?).
  • не представляя – частица не с деепричастием пишется раздельно.
  • масштабе – словарное слово.
  • Приаралье – приставка при- в значении пространственной близости («около Арала»).
  • совершеннонн в наречии, образованном от прилагательного с нн (совершенный).
  • сверху – наречие, пишется слитно.
  • выжженная – корень -жж-; нн в причастии, т.к. есть приставка вы-.
  • безжизненная – приставка без- перед звонкой согласной ж; нн на стыке корня (жизнь) и суффикса -енн-.
  • равнина – корень с чередованием, слово-исключение.
  • километров – словарное слово.
  • Я-то – частица -то пишется через дефис.
  • населена – в кратком страдательном причастии пишется одна н.
  • растительностью – в корне -раст- перед ст пишется а.
  • представить – неизменяемая приставка пред-.

2. Что отражает заглавие: тему или основную мысль текста?

Заглавие «Полёт над землёй» отражает тему текста. Тема — это то, о чём говорится в тексте. В данном случае текст повествует именно о полёте на самолёте и виде земли с высоты. Основная же мысль текста глубже: это философские размышления автора о масштабах Вселенной и месте человека в ней, о суетности земной жизни, которая с высоты кажется незначительной, и о контрасте между видимым и реальным миром. Заглавие лишь обозначает ситуацию, которая стала поводом для этих размышлений, но не раскрывает их сути.

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Стиль текста — художественный.

Это можно обосновать следующими признаками:

  • Эмоциональность и экспрессивность: Автор делится своими личными чувствами, переживаниями и размышлениями («прекрасен», «странно думать», «ещё поразительнее»).
  • Образность: В тексте используется большое количество средств художественной выразительности для создания ярких картин: эпитеты («ослепительно сверкающие гряды», «бескрайние заснеженные пространства», «пронзительно-синее небо»), сравнения («самолёт, взлетая, словно прорывает… сеть-паутину»), метафоры («несёт в своей голове Вселенную»).
  • Воздействие на читателя: Основная цель автора — не просто сообщить информацию, а передать свои впечатления, заставить читателя сопереживать и задуматься, создать определённое настроение.
  • Лексическое разнообразие: Используется как общеупотребительная лексика, так и слова с яркой эмоциональной окраской («барахталась в суете и обиженности»).
  • Синтаксические особенности: В тексте присутствуют риторические вопросы и восклицания («Чего только не увидишь...», «что-то такое о себе воображаешь…»), сложные синтаксические конструкции, обособленные обороты, что характерно для художественной речи.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 452 расположенного на странице 244 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №452 (с. 244), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.