Номер 259, страница 128 - гдз по русскому языку 7 класс учебник Волынец, Литвинко
Авторы: Волынец Т. Н., Литвинко Ф. М., Долбик Е. Е., Таяновская И. В., Винник И. Р.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый
ISBN: 978-985-594-572-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
Деепричастие. Параграф 35. Морфологический разбор деепричастия - номер 259, страница 128.
№259 (с. 128)
Условие. №259 (с. 128)
скриншот условия
259. 1. Сравните тексты. Определите, в каком из них используются деепричастия несовершенного вида, а в каком — совершенного вида. Объясните почему.
I. Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой, изворотливой речонке°. При виде бегущей по тропинке девочки цапли лениво хлопали крыльями и, сложив, как две палочки, ноги, перелетали на другое место. Добежав до берега, Динка сбрасывала платье и бросалась с головой в заросшую лесной зеленью и жёлтыми кувшинками воду (В. Осеева).
II. Слышишь, как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнованным° морем? Глухой шум волн, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора, глубокими и величавыми вздохами разносится° вместе с криками чайки... Видишь, как бесприютно° вьётся° она в тусклом осеннем тумане, качаясь по холодному ветру на упругих крыльях? Вот, крича, бросается она между волнами и, скользя по воде, взлетает вся в брызгах и пене. Ветер вольно носит её над морем. Это к непогоде° (И. Бунин).
2. Сделайте устно полный морфологический разбор деепричастий.
3. Объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях (устно).
Решение. №259 (с. 128)
Решение 2. №259 (с. 128)
1. В первом тексте (I) используются деепричастия совершенного вида, а во втором (II) — несовершенного вида.
Это связано с тем, что вид деепричастия зависит от вида глагола, от которого оно образовано.
В тексте I деепричастия уткнув, сложив, добежав образованы от глаголов совершенного вида (что сделать? — уткнуть, сложить, добежать). Они отвечают на вопрос «что сделав?» и обозначают законченное добавочное действие, которое произошло до основного действия (сначала уткнула лицо, потом мчалась; сначала добежала, потом сбрасывала).
В тексте II деепричастия ослабевая, усиливаясь, качаясь, крича, скользя образованы от глаголов несовершенного вида (что делать? — ослабевать, усиливаться, качаться, кричать, скользить). Они отвечают на вопрос «что делая?» и обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным (вьётся, одновременно качаясь; бросается, одновременно крича).
2. Морфологический разбор деепричастий:
Текст I:
Уткнув — деепричастие; образовано от глагола уткнуть. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.
Сложив — деепричастие; образовано от глагола сложить. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.
Добежав — деепричастие; образовано от глагола добежать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что сделав?
Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.
Текст II:
Ослабевая — деепричастие; образовано от глагола ослабевать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.
Усиливаясь — деепричастие; образовано от глагола усиливаться. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.
Качаясь — деепричастие; образовано от глагола качаться. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.
Крича — деепричастие; образовано от глагола кричать. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: одиночное деепричастие, является обстоятельством.
Скользя — деепричастие; образовано от глагола скользить. Обозначает добавочное действие. Вопрос: что делая?
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемая форма.
Синтаксическая роль: входит в состав деепричастного оборота, который является обстоятельством.
3. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в предложении являются обстоятельствами и на письме, как правило, обособляются (выделяются запятыми).
Примеры из текстов:
1. «Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась...» — деепричастный оборот стоит в начале предложения, поэтому после него ставится запятая.
2. «...и, сложив, как две палочки, ноги, перелетали на другое место.» — деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с обеих сторон.
3. «Добежав до берега, Динка сбрасывала платье...» — деепричастный оборот стоит в начале предложения и отделяется запятой.
4. «Глухой шум волн, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора...» — два одиночных деепричастия являются однородными обстоятельствами, соединены повторяющимся союзом «то... то» и обособляются.
5. «...вьётся она в тусклом осеннем тумане, качаясь по холодному ветру на упругих крыльях?» — деепричастный оборот стоит в конце предложения, поэтому перед ним ставится запятая.
6. «Вот, крича, бросается она между волнами...» — одиночное деепричастие стоит в середине предложения и обособляется с двух сторон запятыми.
7. «...и, скользя по воде, взлетает вся в брызгах и пене.» — деепричастный оборот стоит после союза «и», поэтому обособляется запятыми.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 7 класс, для упражнения номер 259 расположенного на странице 128 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №259 (с. 128), авторов: Волынец (Татьяна Николаевна), Литвинко (Франя Михайловна), Долбик (Елена Евгеньевна), Таяновская (И В), Винник (И Р), учебного пособия издательства Национальный институт образования.