Номер 2, страница 16 - гдз по 9 класс учебник Захарова, Черкес
Авторы: Захарова С. Н., Черкес Н. И.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: бежевый
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Литература Древней Руси (XI—XVII века). Слово о полку Игореве. Сюжет и композиция - номер 2, страница 16.
№2 (с. 16)
Условие. №2 (с. 16)
скриншот условия
2. По словам В. Г. Белинского, «Слово о полку Игореве» — «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии». Выберите в тексте «Слова...» один из фрагментов, соответствующий какому-либо сюжетному элементу (см. табл. 2). Перечитайте его. Какие средства художественной выразительности используются в этом фрагменте? Определите их роль.
Решение. №2 (с. 16)
Решение 2. №2 (с. 16)
2. В качестве фрагмента, соответствующего такому сюжетному элементу, как кульминация лирической темы произведения, можно рассмотреть «Плач Ярославны».
«На Дунае Ярославнын голос слышится, кукушкою неведомой рано кукует. „Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шёлковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле“.
Ярославна рано плачет в Путивле на стене, приговаривая: „О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мчишь вражеские стрелы на своих лёгких крыльях на воинов моего милого? Разве мало тебе было в вышине под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье по ковылю развеял?“
Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая: „О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святослава до стана Кобякова. Прилелей же, господин, ко мне моего милого, чтобы не слала я к нему слёз на море рано“.
Ярославна рано плачет в Путивле на стене, приговаривая: „Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?“»
Средства художественной выразительности в этом фрагменте и их роль:
| Средство художественной выразительности | Роль |
| Олицетворение (обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу) | Показывает единство человека и природы, характерное для народного мировоззрения. Ярославна обращается к стихиям как к живым, всемогущим существам, что придаёт её мольбе вселенский масштаб. |
| Риторические обращения и вопросы («О ветер, ветрило! Зачем, господин...», «О Днепр Словутич!», «Светлое и тресветлое солнце!») | Передают высшую степень эмоционального напряжения, отчаяния и скорби героини. Они усиливают экспрессию плача, делая его похожим на заклинание. |
| Постоянные эпитеты (синее море, каменные горы, могучее тело, кровавые раны) | Придают тексту напевность и торжественность, характерные для фольклорных произведений (былин, народных песен). Создают обобщённые, эпические образы. |
| Сравнение («кукушкою неведомой рано кукует») | Образ кукушки в славянском фольклоре — символ тоскующей женщины, вдовы или сироты. Это сравнение сразу задаёт горестный тон, подчёркивая одиночество и печаль Ярославны. |
| Анафора и синтаксический параллелизм (повторение «Ярославна рано плачет...» и однотипное построение обращений к стихиям) | Создают особый ритм и музыкальность, сближая текст с народными причитаниями и плачами. Усиливают эмоциональное воздействие на читателя, подчёркивая постоянство и глубину горя героини. |
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 9 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 16 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №2 (с. 16), авторов: Захарова (Светлана Николаевна), Черкес (Наталья Ивановна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.