Номер 754, страница 173 - гдз по химии 10 класс сборник задач Матулис, Матулис
Авторы: Матулис В. Э., Матулис В. Э., Колевич Т. А.
Тип: Сборник задач
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-959-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 3. Кислородсодержащие органические соединения. 3.6. Углеводы - номер 754, страница 173.
№754 (с. 173)
Условие. №754 (с. 173)
скриншот условия
754. Напишите молекулярную и структурные (для линейной и двух циклических форм) формулы глюкозы. Какие функциональные группы имеются в молекуле глюкозы? Приведите уравнения реакций, позволяющих доказать наличие этих функциональных групп, опишите, что наблюдается в ходе этих реакций.
Решение. №754 (с. 173)
Решение 2. №754 (с. 173)
Молекулярная и структурные формулы глюкозы
Молекулярная формула глюкозы — $C_6H_{12}O_6$.
Глюкоза может существовать в линейной (альдегидной) и циклических (полуацетальных) формах, которые находятся в динамическом равновесии в растворе.
1. Линейная (ациклическая) форма D-глюкозы (проекция Фишера):
Это альдогексоза, то есть шестиатомный спирт с альдегидной группой.
O=C-H | H--C--OH |HO--C--H | H--C--OH | H--C--OH | CH₂OH
2. Циклические формы D-глюкозы (проекции Хеуорса):
Циклические формы образуются в результате внутримолекулярного взаимодействия альдегидной группы (у атома $C_1$) и гидроксильной группы (у атома $C_5$) с образованием шестичленного кольца (пиранозного цикла). При этом атом $C_1$ становится асимметрическим (аномерным), что приводит к существованию двух стереоизомеров — α- и β-аномеров. Они различаются положением гликозидной (полуацетальной) гидроксильной группы относительно плоскости кольца.
α-D-глюкопираноза (гликозидная группа $-OH$ у $C_1$ находится под плоскостью кольца, в транс-положении к группе $-CH_2OH$ у $C_5$):
Структурная формула α-D-глюкопиранозы:

β-D-глюкопираноза (гликозидная группа $-OH$ у $C_1$ находится над плоскостью кольца, в цис-положении к группе $-CH_2OH$ у $C_5$):
Структурная формула β-D-глюкопиранозы:

Ответ: Молекулярная формула глюкозы $C_6H_{12}O_6$. Структурная формула линейной формы — $CH_2OH-(CHOH)_4-CHO$. Циклические формы (α- и β-глюкопиранозы) образуются в результате замыкания цепи между $C_1$ и $C_5$.
Какие функциональные группы имеются в молекуле глюкозы?
Состав и строение молекулы глюкозы определяют наличие у нее следующих функциональных групп:
В линейной форме молекула глюкозы содержит:
одну альдегидную группу ($-CHO$);
пять гидроксильных (спиртовых) групп ($-OH$), одна из которых первичная ($-CH_2OH$), а четыре — вторичные.
В циклических формах альдегидная группа отсутствует в явном виде. Вместо нее появляется полуацетальный (гликозидный) гидроксил у атома $C_1$, который обладает особыми химическими свойствами. Остальные четыре гидроксильные группы сохраняются.
Таким образом, глюкоза является альдегидоспиртом, или многоатомным альдегидоспиртом.
Ответ: В молекуле глюкозы содержатся одна альдегидная группа и пять гидроксильных групп (в линейной форме) или пять гидроксильных групп, одна из которых полуацетальная (в циклических формах).
Приведите уравнения реакций, позволяющих доказать наличие этих функциональных групп, опишите, что наблюдается в ходе этих реакций.
Двойственная природа глюкозы (альдегид и многоатомный спирт) доказывается качественными реакциями.
1. Доказательство наличия альдегидной группы ($-CHO$):
Свойства альдегидов проявляются в реакциях окисления.
Реакция «серебряного зеркала». При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (реактивом Толленса) альдегидная группа окисляется до карбоксильной (которая в щелочной среде дает соль — глюконат аммония), а серебро восстанавливается до металлического.
Уравнение реакции:
$CH_2OH-(CHOH)_4-CHO + 2[Ag(NH_3)_2]OH \xrightarrow{t^\circ} CH_2OH-(CHOH)_4-COONH_4 + 2Ag \downarrow + 3NH_3 + H_2O$
Наблюдение: На стенках пробирки образуется блестящий налет металлического серебра («серебряное зеркало»).
Реакция с гидроксидом меди(II) при нагревании. При нагревании глюкозы со свежеосажденным гидроксидом меди(II) происходит окисление альдегидной группы до карбоксильной с образованием глюконовой кислоты, а медь(II) восстанавливается до меди(I).
Уравнение реакции:
$CH_2OH-(CHOH)_4-CHO + 2Cu(OH)_2 \xrightarrow{t^\circ} CH_2OH-(CHOH)_4-COOH + Cu_2O \downarrow + 2H_2O$
Наблюдение: Голубой осадок $Cu(OH)_2$ превращается в оранжево-красный (кирпично-красный) осадок оксида меди(I) $Cu_2O$.
2. Доказательство наличия нескольких гидроксильных групп ($-OH$), т.е. свойств многоатомного спирта:
Реакция с гидроксидом меди(II) без нагревания. Глюкоза, как и другие многоатомные спирты (с группами $-OH$ у соседних атомов углерода), реагирует со свежеосажденным гидроксидом меди(II) при комнатной температуре с образованием растворимого комплексного соединения — глюконата меди(II).
Уравнение реакции (упрощенно):
$2C_6H_{12}O_6 + Cu(OH)_2 \rightarrow (C_6H_{11}O_6)_2Cu + 2H_2O$
Наблюдение: Голубой студенистый осадок гидроксида меди(II) растворяется, образуя прозрачный раствор ярко-синего цвета.
3. Доказательство наличия пяти гидроксильных групп:
Реакция этерификации. Наличие пяти гидроксильных групп доказывается количественно реакцией с уксусным ангидридом или хлорангидридом. В результате образуется сложный эфир — пентаацетилглюкоза.
Уравнение реакции:
$C_6H_7O(OH)_5 + 5(CH_3CO)_2O \rightarrow C_6H_7O(OCOCH_3)_5 + 5CH_3COOH$
Наблюдение: Это количественный анализ, который показывает, что к одной молекуле глюкозы присоединяется пять ацетильных групп. Визуально наблюдается протекание реакции (например, выделение тепла) и образование нового вещества.
Ответ: Наличие альдегидной группы доказывается реакцией «серебряного зеркала» (выпадение серебра) и реакцией с $Cu(OH)_2$ при нагревании (образование красного осадка $Cu_2O$). Наличие нескольких гидроксильных групп доказывается реакцией с $Cu(OH)_2$ без нагревания (образование ярко-синего раствора). Наличие пяти гидроксильных групп подтверждается реакцией этерификации, в ходе которой образуется пентаацетат глюкозы.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 10 класс, для упражнения номер 754 расположенного на странице 173 к сборнику задач 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №754 (с. 173), авторов: Матулис (Вадим Эдвардович), Матулис (Виталий Эдвардович), Колевич (Татьяна Александровна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Национальный институт образования.