Номер 427, страница 227 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Орфография как система правил правописания. Параграф 44. Слитные, раздельные и дефисные написания - номер 427, страница 227.
№427 (с. 227)
Условие. №427 (с. 227)
скриншот условия
427. Выполните задания из раздела «Правописание сложных имён существительных и прилагательных».
Решение. №427 (с. 227)
Решение 2. №427 (с. 227)
Ниже представлены правила правописания сложных имён существительных и прилагательных с примерами и практическими заданиями в соответствии с темой.
Правописание сложных имён существительных
Слитное написание
Сложные имена существительные пишутся слитно в следующих случаях:
Если они образованы с помощью соединительных гласных -о- или -е-. Например: водопад, землетрясение, пешеход, птицефабрика.
Все сложносокращённые слова и аббревиатуры. Например: завхоз, вуз, стенгазета.
Слова с первой иноязычной частью авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, макро-, микро-, метео-, мото-, нео-, радио-, теле-, фото-, электро- и др. Например: авиапочта, мотогонки, фотоэлемент, микрорайон.
Слова, у которых первая часть — глагол в повелительном наклонении на -и. Например: сорвиголова, горицвет, держиморда.
Слова с первой частью полу-. Например: полуостров, полуфинал, полугодие.
Слова с первой частью пол- (половина), если вторая часть начинается с согласной буквы (кроме «л»). Например: полведра, полкилограмма, полчаса.
Дефисное написание
Через дефис пишутся сложные имена существительные:
Если они обозначают одно понятие, но состоят из двух самостоятельных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать, вагон-ресторан, кресло-качалка, плащ-палатка.
Если они обозначают должности, звания, профессии. Например: генерал-майор, премьер-министр, вице-президент.
Если они обозначают промежуточные стороны света. Например: северо-восток, юго-запад.
Составные фамилии и географические названия. Например: Римский-Корсаков, Гусь-Хрустальный.
Сложные единицы измерения. Например: киловатт-час, человеко-день.
Слова с иноязычными элементами вице-, экс-, лейб-, штаб-, обер-. Например: экс-чемпион, штаб-квартира.
Слова с первой частью пол-, если вторая часть начинается:
с гласной буквы: пол-яблока, пол-одиннадцатого;
с буквы «л»: пол-лимона, пол-листа;
с прописной (большой) буквы: пол-Москвы, пол-Европы.
Правописание сложных имён прилагательных
Слитное написание
Сложные имена прилагательные пишутся слитно, если:
Они образованы от слитно пишущихся сложных существительных. Например: железобетонный (от железобетон), водопроводный (от водопровод).
Они образованы из словосочетания с подчинительной связью (одно слово зависит от другого, можно задать вопрос). Например: древнерусский (Древняя Русь), железнодорожный (железная дорога), синеглазый (синие глаза), сельскохозяйственный (сельское хозяйство).
Первая часть является наречием на -о или -е. Например: высокооплачиваемый, быстрорастворимый, глубокоуважаемый.
Они являются научными или техническими терминами. Например: вечнозелёный, дикорастущий, мелкобуржуазный.
Дефисное написание
Через дефис пишутся сложные имена прилагательные, которые:
Образованы от сложных существительных, пишущихся через дефис. Например: юго-восточный (от юго-восток), санкт-петербургский (от Санкт-Петербург).
Образованы из двух или более равноправных основ, между которыми можно вставить союз «и». Например: русско-немецкий (русский и немецкий), научно-технический (научный и технический), шахматно-шашечный (шахматный и шашечный).
Обозначают оттенки цветов или качества (часто с приставкой). Например: тёмно-синий, ярко-красный, изжелта-зелёный, кисло-сладкий, горько-солёный.
Имеют первую часть, оканчивающуюся на -ико. Например: историко-архивный, физико-математический.
Имеют первую часть военно-, учебно-, научно-, массово-, если вторая часть является самостоятельным прилагательным. Например: военно-морской, учебно-тренировочный, научно-популярный.
Выполнение заданий
Задание 1. Раскройте скобки, выбрав слитное или дефисное написание. Объясните свой выбор.
(Пол)апельсина, (железо)бетон, (северо)западный, (бледно)розовый, (пол)жизни, (вагоно)ремонтный, (экс)президент, (англо)русский, (пол)литра, (трудно)доступный.
Решение:
пол-апельсина – через дефис, так как вторая часть начинается с гласной;
железобетон – слитно, образовано с помощью соединительной гласной -о-;
северо-западный – через дефис, образовано от существительного «северо-запад», обозначающего сторону света;
бледно-розовый – через дефис, обозначает оттенок цвета;
полжизни – слитно, так как вторая часть начинается с согласной (не «л»);
вагоноремонтный – слитно, образовано от словосочетания «ремонт вагонов» (подчинительная связь);
экс-президент – через дефис, с иноязычным элементом экс-;
англо-русский – через дефис, образовано от двух равноправных основ (английский и русский);
пол-литра – через дефис, так как вторая часть начинается на «л»;
труднодоступный – слитно, образовано от словосочетания «трудный для доступа» (первая часть — наречие на -о).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 427 расположенного на странице 227 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №427 (с. 227), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.