Номер 474, страница 257 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Орфография как система правил правописания. Параграф 46. Правописание не и ни - номер 474, страница 257.

№474 (с. 257)
Условие. №474 (с. 257)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 257, номер 474, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 257, номер 474, Условие (продолжение 2)

474. 1. Подготовленный диктант.

ОЖИДАНИЕ ЧУДА

Утро выдалось прохладное, чистое, давно улеглась дневная пыль, не было духоты. Воздух был сух, а потому ночи и утра доставляют истинное наслаждение° своей свежестью и прохладой. Только ароматы цветов вплетаютсяФ в холодную прозрачность утреннего воздуха, пронизанную первыми лучами ещё негорячего солнца.

Мы успели на автобус и часа два ехали сначала по бесконечномуС, освещённомуСЛ солнцем городуМ, потом по его зелёным одноэтажным пригородам, наконец на горизонте показались вершины гор. Некоторые были покрыты снегом и сверкали сквозь голубую дымку.

Путешествие — это, конечно, всегда хорошо, но не часто бывают минуты вот такого полного растворения в доброй к тебе реальности, ожиданиеЕ непременного везения, ощущение единства и гармонии во всём свете. Этот автобус, люди, входящие и выходящие на остановках и сидящие рядом, деревья за окном, домики, горы, завываниеСЛ мото-ра, скрип, скрежет и другие разнообразныеСЛ звуки, сопровождающие наше не слишком быстрое движение по шоссе, даже запах бензина и пыль, летящая в щелиФ и оставляющая сухой характерный привкусС во рту, — всё это вызывало во мне чувство полноты и радости бытия. СН

Было жарко — солнце уже поднялось, вдоль дороги гуляла пыль, дул ветер, под ним клонились придорожныеСЛ травы, некоторые высох-ли, некоторые цвели. Над горами, которые были уже совсем рядом, рябили жиденькие перистые облачка, вызывавшие определённоеМ беспокойство. Однако какое-то удивительное стойкое чувство непре-менного везения пело во мне, и, если я вспоминаю те минуты и пы-таюсь найти сравнение°, на память приходит нечто совсем уж давнее: редкие, абсолютно счастливыеФ дни ранней юности, когда состояние счастья охватывало подчас без видимой причины (по Ю. Аракчееву).

2. Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Подчеркните в тексте все причастия, принимая во внимание их синтаксическую функцию. Какие морфологические признаки соответствуют данным причастиям? Укажите их формообразующие суффиксы. Какая группа причастий отсутствует в тексте?

Решение. №474 (с. 257)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 257, номер 474, Решение
Решение 2. №474 (с. 257)

2. Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Стиль данного текста — художественный. Основная цель автора — не просто сообщить информацию, а создать у читателя определённое настроение, передать свои чувства и переживания, нарисовать образную картину происходящего.

Это достигается с помощью ряда языковых средств:

  • Использование тропов, в частности, эпитетов, которые создают яркие, запоминающиеся образы: «прохладное, чистое» утро, «бесконечному, освещённому солнцем» городу, «голубую» дымку, «удивительное стойкое» чувство, «абсолютно счастливые» дни.

  • Применение олицетворений, которые «оживляют» неодушевлённые предметы и явления: «улеглась дневная пыль», «ароматы цветов вплетаются», «чувство... пело во мне».

  • Фокус на внутреннем мире рассказчика, его эмоциях и ощущениях: «истинное наслаждение», «ощущение единства и гармонии», «чувство полноты и радости бытия».

  • Сложный синтаксис, в частности, использование распространённых определений, выраженных причастными оборотами, что делает повествование более детальным, плавным и выразительным.

3. Подчеркните в тексте все причастия, принимая во внимание их синтаксическую функцию. Какие морфологические признаки соответствуют данным причастиям? Укажите их формообразующие суффиксы. Какая группа причастий отсутствует в тексте?

В тексте встречаются следующие причастия:
пронизанную, освещённому, покрыты, входящие, выходящие, сидящие, сопровождающие, летящая, оставляющая, вызывавшие.

Синтаксическая функция: Большинство причастий в тексте (пронизанную, освещённому, входящие, выходящие, сидящие, сопровождающие, летящая, оставляющая, вызывавшие) входят в состав причастных оборотов и выполняют функцию определения. Краткое причастие «покрыты» является частью составного именного сказуемого («были покрыты»).

Морфологические признаки: Данные причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Признаки глагола: вид (совершенный — пронизанную, освещённому, покрыты; несовершенный — входящие, выходящие, сидящие и др.), залог (действительный и страдательный), время (настоящее и прошедшее).

  • Признаки прилагательного: род, число и падеж (согласуются с определяемым словом), а также полная или краткая форма (для страдательных причастий, например, покрыты — краткая форма).

Формообразующие суффиксы:

  • Действительные причастия настоящего времени: суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- (входящие, выходящие, сидящие, сопровождающие, летящая, оставляющая).

  • Действительные причастия прошедшего времени: суффикс -вш- (вызывавшие).

  • Страдательные причастия прошедшего времени: суффиксы -нн-, -ённ- (-енн-), -т- (пронизанную, освещённому, покрыты).

Отсутствующая группа причастий: В тексте отсутствуют страдательные причастия настоящего времени (образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом-, -им-).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 474 расположенного на странице 257 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №474 (с. 257), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.