Номер 895, страница 145 - гдз по химии 11 класс сборник задач Хвалюк, Резяпкин
Авторы: Хвалюк В. Н., Резяпкин В. И.
Тип: Сборник задач
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2023 - 2025
Цвет обложки: зелёный, голубой с колбами
ISBN: 978-985-599-534-1
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 6. Неметаллы. Параграф 32. Элементы VIA-группы. Кислород и сера - номер 895, страница 145.
№895 (с. 145)
Условие. №895 (с. 145)
скриншот условия
895. Почему сера в своих соединениях проявляет высшую валентность, равную номеру группы, а кислород — нет?
Решение. №895 (с. 145)
Решение 3. №895 (с. 145)
Решение
Различие в максимальной валентности серы и кислорода объясняется их электронным строением, а именно — номером периода, в котором они находятся.
Кислород ($O$) и сера ($S$) — элементы 16-й группы (VIА) периодической системы. У обоих элементов на внешнем электронном слое находится по 6 валентных электронов. Их конфигурация в основном состоянии заканчивается на $ns^2np^4$, где у кислорода $n=2$, а у серы $n=3$. В основном состоянии оба атома имеют по 2 неспаренных электрона на p-орбиталях, что обуславливает их общую валентность II.
1.Кислород ($O$) — элемент 2-го периода. Его валентные электроны находятся на втором энергетическом уровне ($2s^2 2p^4$). Второй энергетический уровень состоит только из одного $s$-подуровня и одного $p$-подуровня. На нем отсутствуют $d$-орбитали ($2d$-подуровень не существует). Из-за этого у атома кислорода нет свободных орбиталей на внешнем слое, на которые могли бы перейти электроны из спаренных пар ($2s^2$ и одной из $2p^2$) для увеличения числа неспаренных электронов. Такой переход на следующий, третий, уровень потребовал бы слишком много энергии. Поэтому кислород, как правило, проявляет валентность II и не может достичь валентности VI.
2.Сера ($S$) — элемент 3-го периода. Ее валентные электроны находятся на третьем энергетическом уровне ($3s^2 3p^4$). В отличие от второго, третий энергетический уровень содержит не только $s$- и $p$-подуровни, но и вакантный (свободный) $d$-подуровень. При получении энергии (в ходе химического взаимодействия) атом серы может переходить в возбужденные состояния:
- В основном состоянии ($3s^2 3p^4$) сера имеет 2 неспаренных электрона и проявляет валентность II (например, в $H_2S$).
- В первом возбужденном состоянии один электрон с $3p$-орбитали переходит на свободную $3d$-орбиталь. В результате атом серы имеет 4 неспаренных электрона и проявляет валентность IV (например, в $SO_2$).
- Во втором возбужденном состоянии распаривается и $3s$-пара, и еще один электрон переходит на $3d$-орбиталь. В итоге атом серы имеет 6 неспаренных электронов и проявляет высшую валентность VI, равную номеру группы (например, в $SO_3$ или $SF_6$).
Таким образом, способность серы проявлять высшую валентность, равную номеру группы, обусловлена наличием у ее атомов свободных $d$-орбиталей на валентном электронном слое, что отсутствует у кислорода.
Ответ: Сера может проявлять высшую валентность VI, равную номеру группы, поскольку она является элементом третьего периода и на ее валентном энергетическом уровне ($n=3$) есть свободные $d$-орбитали. Это позволяет атому серы переходить в возбужденное состояние с шестью неспаренными электронами. Кислород, как элемент второго периода, не имеет $d$-подуровня на своем валентном уровне ($n=2$), поэтому он не может иметь более двух неспаренных электронов и его валентность ограничена значением II.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 895 расположенного на странице 145 к сборнику задач 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №895 (с. 145), авторов: Хвалюк (Виктор Николаевич), Резяпкин (Виктор Ильич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.