Номер 169, страница 99 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 20. Словообразовательная норма - номер 169, страница 99.
№169 (с. 99)
Условие. №169 (с. 99)
скриншот условия
169. 1. Прочитайте. Поясните, что определяет словообразовательная норма.
Учёные пишут
При соединении в составе слова морфемы ведут себя избирательно. Их сочетаемость определяется словообразовательной нормой. Например, суффикс -ическ- сочетается только с основами имён существительных, присоединяясь либо к корню (цикл → циклический), либо к суффиксу (материалист → материалистический). При этом в основе существительного наблюдаются: а) чередование твёрдого и мягкого согласного (педагог → педагогический), звуков [с] и [т’] (хаос → хаотический), [ст] и [д’] (юрист → юридический); б) усечение суффикса -изм (прагматизм → прагматический); в) усечение части корня (синтаксис → синтаксический).
Таким образом морфемы приспосабливаются друг к другу (по А. Карпову).
2. Определите, какие изменения наблюдаются в основе при образовании слов изюмина, понизить, кротость, тишина, медвежий, дудеть.
Решение. №169 (с. 99)
Решение 2. №169 (с. 99)
1.
Словообразовательная норма — это совокупность правил, которые определяют, как морфемы (корни, суффиксы, приставки) соединяются друг с другом для создания новых слов. Она регулирует их избирательную сочетаемость, то есть определяет, какие морфемы могут соединяться, а какие — нет.
Кроме того, словообразовательная норма описывает закономерные изменения, которые происходят в производящей основе (основе слова, от которого образуется новое) при присоединении словообразовательной морфемы. Как указано в тексте, к таким изменениям относятся:
- а) чередование звуков (например, чередование твёрдого и мягкого согласного:
педагог → педагогический); - б) усечение суффикса производящей основы (
прагматизм → прагматический); - в) усечение части корня (
синтаксис → синтаксический).
Таким образом, словообразовательная норма обеспечивает правильность и системность образования новых слов в языке, благодаря чему морфемы «приспосабливаются» друг к другу.
2.
При образовании указанных слов в их основах наблюдаются следующие изменения:
изюмина ← изюм. Слово образовано с помощью суффикса -ин-. Производящая основа изюм- не изменяется (происходит чистое присоединение суффикса).
понизить ← низкий. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (по-…-и-). Происходит усечение производящей основы: от основы низк- отсекается суффикс -к-.
кротость ← кроткий. Слово образовано с помощью суффикса -ость. Происходит усечение производящей основы: от основы кротк- отсекается суффикс -к-.
тишина ← тихий. Слово образовано с помощью суффикса -ин-. Происходит чередование согласных в корне: х // ш.
медвежий ← медведь. Слово образовано с помощью суффикса -ий (-j-). Происходит чередование согласных в корне: д' // ж.
дудеть ← дуда. Слово образовано с помощью суффикса -е-. Происходит чередование твёрдого и мягкого согласного в корне: д // д'.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 169 расположенного на странице 99 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №169 (с. 99), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.