Номер 167, страница 98 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов - номер 167, страница 98.
№167 (с. 98)
Условие. №167 (с. 98)
скриншот условия
167. 1. Докажите, что слова ширь, обмен, супруга, золотой, пятый образованы с помощью нулевого словообразовательного суффикса. При выполнении задания опирайтесь на образец рассуждения.
2. Подберите слова, образованные по тем же моделям (по два примера к каждому слову).
Образец рассуждения. Слово работа является производным, так как обозначает действие по глаголу работать, то же значение имеют отглагольные существительные горение, агитация и др., в которых значение отвлечённого действия выражается материально выраженными суффиксами -ний-, -аций-.
3. Составьте устно текст-памятку «Как найти в слове нулевой словообразовательный суффикс?». Пользуясь данной памяткой, «обнаружьте» нулевой словообразовательный суффикс в словах водовоз, смуглокожий, наверх, безусый. Определите способы образования данных слов.
4. Образуйте с помощью нулевой суффиксации производные слова от слов собирать, переходить, глухой, высокий, шесть, восемь.
5. Докажите, что слова водопровод, пароход, самолёт отличаются по образованию от слов водопроводчик, пароходик, самолётный.
Решение. №167 (с. 98)
Решение 2. №167 (с. 98)
Слова ширь, обмен, супруга, золотой, пятый образованы с помощью нулевого словообразовательного суффикса. Это можно доказать, сравнив их с производящими словами и словами с аналогичным значением, но образованными с помощью материально выраженных суффиксов.
- Слово ширь (существительное) является производным от прилагательного широкий. Оно обозначает отвлечённое качество, как и существительные белизна или прямота, в которых это значение выражено суффиксами -изн- и -от-. В слове ширь значение качества передаётся без помощи материального суффикса, то есть с помощью нулевого суффикса.
- Слово обмен (существительное) является производным от глагола обменять. Оно обозначает отвлечённое действие, как и существительные горение или стрельба, где это значение выражено суффиксами -ениj- и -б-. В слове обмен значение действия выражено нулевым суффиксом.
- Слово супруга (существительное) является производным от существительного супруг. Оно обозначает лицо женского пола, как и существительные учительница или повариха, где это значение выражено суффиксами -ниц- и -их-. В слове супруга значение лица женского пола передается при помощи изменения окончания, что в словообразовании рассматривается как нулевая суффиксация.
- Слово золотой (прилагательное) является производным от существительного золото. Оно обозначает признак, относящийся к предмету, как и прилагательные железный или деревянный, где это значение выражено суффиксами -н- и -янн-. В слове золотой это значение выражено нулевым суффиксом (произошёл переход одной части речи в другую).
- Слово пятый (порядковое числительное) является производным от количественного числительного пять. Оно обозначает порядок при счёте. Порядковые числительные образуются от количественных путем прибавления окончаний прилагательных, то есть при помощи нулевого суффикса.
Слова, образованные по тем же моделям:
- От прилагательного (как ширь): глушь (от глухой), синь (от синий).
- От глагола (как обмен): вход (от входить), бег (от бегать).
- От существительного мужского рода (как супруга): раба (от раб), кума (от кум).
- От существительного (как золотой): боковой (от бок), рядовой (от ряд).
- От количественного числительного (как пятый): шестой (от шесть), девятый (от девять).
Текст-памятка «Как найти в слове нулевой словообразовательный суффикс?» (устный ответ):
Чтобы найти нулевой суффикс, нужно:
- Убедиться, что слово производное, подобрав к нему производящее слово (то, от которого оно образовано). Например, для слова «взрыв» производящее слово — «взрывать».
- Определить, изменилась ли часть речи или появилось ли у слова новое лексическое значение (например, значение действия, качества, лица). Слово «взрыв» — существительное со значением действия, а «взрывать» — глагол.
- Проверить, есть ли между корнем и окончанием материальный (видимый) словообразовательный суффикс. В слове «взрыв» между корнем «взрыв-» и нулевым окончанием нет других суффиксов.
- Сравнить данное слово со словами с таким же значением, но имеющими видимые суффиксы. Значение действия в слове «взрыв» передаётся нулевым суффиксом, а в слове «хождение» — суффиксом -ениj-. Это доказывает, что в слове «взрыв» суффикс нулевой.
Применение памятки к словам:
- водовоз: образовано сложением основ вод- (от вода) и -воз- (от возить). Вторая основа образована от глагола возить путем отсечения суффиксов и окончания, то есть с помощью нулевого суффикса. Способ образования — сложение с одновременной (нулевой) суффиксацией.
- смуглокожий: образовано от словосочетания смуглая кожа. Способ образования — сложение основ смугл- и -кож-. Нулевой суффикс является частью этого процесса, так как к сложной основе смуглокож- не добавляется суффикс для образования прилагательного, а используется только окончание (-ий).
- наверх: образовано от существительного верх с предлогом на. Произошёл переход существительного в наречие. Способ образования — приставочно-суффиксальный, где суффикс нулевой.
- безусый: образовано от существительного усы с предлогом без. Произошёл переход существительного (в составе предложно-падежной формы) в прилагательное. Способ образования — приставочно-суффиксальный, где суффикс нулевой.
Производные слова, образованные с помощью нулевой суффиксации:
- собирать → сбор (существительное со значением действия)
- переходить → переход (существительное со значением действия/места)
- глухой → глушь (существительное со значением отвлечённого качества/места)
- высокий → высь (существительное со значением отвлечённого качества/места)
- шесть → шестой (порядковое числительное)
- восемь → восьмой (порядковое числительное)
Слова водопровод, пароход, самолёт отличаются по способу образования от слов водопроводчик, пароходик, самолётный.
Первая группа слов (водопровод, пароход, самолёт) образована путём сложения двух производящих основ: вод- и -провод- (от водить/проводить), пар- и -ход- (от ходить), сам- и -лёт- (от летать). Это сложные слова, и их способ образования — сложение (с одновременной нулевой суффиксацией второй основы).
Вторая группа слов (водопроводчик, пароходик, самолётный) образована от уже существующих сложных слов из первой группы. Их способ образования — суффиксальный. Они являются производными следующей ступени:
- водопровод → водопроводчик (суффикс -чик- со значением лица по профессии)
- пароход → пароходик (уменьшительно-ласкательный суффикс -ик-)
- самолёт → самолётный (суффикс прилагательного -н-)
Таким образом, слова первой группы являются результатом сложения, а слова второй группы — результатом суффиксации, что доказывает различие в их образовании.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 167 расположенного на странице 98 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №167 (с. 98), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.