Номер 181, страница 104 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Изменение слова. Параграф 21. Части речи - номер 181, страница 104.

№181 (с. 104)
Условие. №181 (с. 104)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 104, номер 181, Условие

181. 1. Прочитайте. Определите тему текста и задачу речи.

Существуют определённые правила, или нормы, по которым образуются формы разных слов. Эти нормы называются морфологическими. Они раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка и в специальных словарях-справочниках.

Нарушение морфологических норм приводит к грамматическим ошибкам. Наиболее распространённые из них те, которые вызваны неправильным образованием форм числа и падежа существительных («бухгалтера» вместо бухгалтеры; «шесть румынов» вместо шесть румын); форм степеней сравнения и кратких форм качественных прилагательных («более смешнее» вместо более смешной или смешнее; «звончее» вместо звонче; «самый прекраснейший» вместо самый прекрасный или прекраснейший; «тёмн» вместо тёмен); падежных форм числительных («трёхста ящиков» вместо трёхсот ящиков; «с семидесятью друзьями» вместо с семьюдесятью друзьями); форм местоимений («ихний дом» вместо их дом; «без её» вместо без неё); форм изъявительного и повелительного наклонения глагола («ощучу», «ехай» вместо ощущу, поезжай).

Соблюдение морфологических норм, наряду с другими видами норм (акцентологической, орфоэпической, орфографической, лексической, словообразовательной, синтаксической, пунктуационной), обеспечивает правильность речи и облегчает взаимопонимание между людьми (по Т. Васильевой).

2. Раскройте содержание норм, о которых говорится в последнем абзаце текста. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены в следующих примерах: купить втридорога, лисин хвост, лиричный герой произведения, сильная дождина, на некошенном лугу, выучить [тэ]рмины, подтвердить о том. Устно исправьте ошибки.

3. Норма — регулятор правильности литературного языка и его устойчивости. Значит ли это, что норма постоянна, незыблема? Быстро или медленно изменяется норма? Почему?

4. Правильность — одно из качеств хорошей речи. Какими ещё качествами характеризуется хорошая речь?

Решение. №181 (с. 104)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 104, номер 181, Решение
Решение 2. №181 (с. 104)

1.

Тема текста – морфологические нормы русского литературного языка. В тексте разъясняется, что такое морфологические нормы, приводятся примеры их нарушений (грамматических ошибок) и подчёркивается важность их соблюдения для правильности речи.

Задача речи – информационно-убеждающая. Автор информирует читателя о сущности морфологических норм и наиболее распространённых ошибках, связанных с их нарушением. Одновременно автор убеждает в необходимости следовать этим и другим нормам литературного языка, поскольку это обеспечивает правильность речи и облегчает взаимопонимание между людьми.

2.

В последнем абзаце текста упоминаются следующие нормы русского литературного языка:

Акцентологические нормы – это правила постановки ударения в словах.
Орфоэпические нормы – это правила произношения звуков, их сочетаний и грамматических форм.
Орфографические нормы – это правила написания слов.
Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетаемостью с другими словами.
Словообразовательные нормы – это правила образования новых слов по существующим в языке моделям.
Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Пунктуационные нормы – это правила использования знаков препинания.

Анализ нарушений норм в примерах:

купить втридорога – Нарушения нет. Наречие «втридорога» пишется слитно в соответствии с орфографической нормой. Возможно, в задании допущена опечатка, и имелось в виду раздельное написание.
лисин хвост – Нарушена словообразовательная норма. Притяжательное прилагательное от существительного «лиса» образуется с помощью суффикса -ий-. Правильно: лисий хвост.
лиричный герой произведения – Нарушена лексическая норма (смешение паронимов). Слово «лиричный» означает «проникнутый лиризмом, сентиментальный», а «лирический» – «относящийся к лирике как роду литературы». Правильно: лирический герой произведения.
сильная дожди́на – Нарушена словообразовательная и стилистическая норма. Суффикс -ин(а) используется для образования слов со значением единичности или увеличения, но слово «дождина» является просторечным. В литературной речи следует использовать стилистически нейтральные варианты. Правильно: сильный дождь, ливень.
на некошенном лугу – Нарушена орфографическая норма. Слово «некошеный» – это отглагольное прилагательное (образовано от глагола несовершенного вида «косить», не имеет зависимых слов), поэтому с частицей НЕ оно пишется слитно. Правильно: на некошеном лугу.
выучить [тэ]рмины – Нарушена орфоэпическая норма. В заимствованном слове «термин» согласный «т» перед «е» произносится мягко. Правильно: выучить [те]рмины.
подтвердить о том – Нарушена синтаксическая норма (управление). Глагол «подтвердить» является переходным и требует после себя прямого дополнения в винительном падеже без предлога (подтвердить что?). Правильно: подтвердить то, что...

3.

Утверждение, что норма постоянна и незыблема, неверно. Языковая норма, хоть и является регулятором устойчивости языка, представляет собой явление историческое и изменчивое.

Нормы языка изменяются, но происходит это очень медленно и постепенно. Язык – это живая, развивающаяся система, которая отражает изменения в жизни общества.

Причины изменения норм могут быть разными:

1. Внутренние законы развития языка: стремление к экономии речевых усилий, к упрощению системы (например, постепенное вытеснение одних грамматических форм другими).
2. Внешние факторы: социальные, культурные, технологические изменения в обществе требуют появления новых слов (неологизмов) и понятий. Заимствования из других языков также влияют на нормы.
3. Влияние разговорной речи: варианты, которые ранее считались просторечными или разговорными, со временем могут стать допустимыми в литературном языке. Например, слово кофе раньше было исключительно мужского рода, но под влиянием устной речи вариант среднего рода был признан допустимым в разговорной речи. Таким образом, то, что вчера было ошибкой, сегодня может стать вариантом нормы, а завтра – единственно правильным вариантом.

4.

Правильность – это лишь одно из важнейших качеств хорошей, культурной речи. Помимо неё, хорошая речь характеризуется следующими качествами:

Точность – умение ясно мыслить и находить для выражения своих мыслей наиболее подходящие слова, которые не допускают двоякого толкования.
Логичность – последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение мыслей.
Чистота – отсутствие в речи слов-паразитов («ну», «это», «как бы»), диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов и других элементов, чуждых литературному языку.
Богатство (разнообразие) – использование широкого спектра языковых средств: большого словарного запаса, разнообразных синтаксических конструкций, что позволяет избегать повторов и делать речь более интересной.
Выразительность – способность речи воздействовать на эмоции и воображение слушателя или читателя. Это качество достигается с помощью интонации, использования фразеологизмов, пословиц, тропов (метафор, сравнений) и других стилистических фигур.
Уместность – соответствие языковых средств цели высказывания, теме, ситуации общения и аудитории. Умение выбрать нужный стиль речи (научный, публицистический, разговорный и т.д.) в зависимости от обстоятельств.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 181 расположенного на странице 104 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №181 (с. 104), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.