Номер 290, страница 153 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Жанры речи: доклад. Параграф 30. Содержание и композиция доклада - номер 290, страница 153.

№290 (с. 153)
Условие. №290 (с. 153)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 153, номер 290, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 153, номер 290, Условие (продолжение 2)

290. 1. Проанализируйте отрывок из доклада. Какой этап исследования здесь отражён? Показаны ли докладчиком значение темы, связь темы с более общей проблемой? Отражены ли основные работы, связанные с проблемой? Намечены ли цель работы, способы проведения исследования? Почему вы так думаете?

Тема моего выступления — «Многомерный* анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”».

Пристальное внимание к миру природы, стремление к его постижению, восхищение красотой земли и небес всегда были присущи русской литературе. Мы помним немало прекрасных произведений, написанных на тему природы. Одно из наиболее известных — стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».

Первый вариант «Весенней грозы» был напечатан в 1829 году. Через два десятилетия Тютчев создал второй, уже окончательный вариант, которому и суждено было стать знаменитым.

Почему же это небольшое по объёму произведение, описывающее грозу (что не раз делалось и до Тютчева, и после него), оставляет впечатление драгоценного камня поэзии, удивительного по мастерству огранки? Как возникает ощущение, что стихотворение (несмотря на имевшие место правки) создано на одном дыхании?

«Творцы» такого впечатления — ритм, звук, слово, соединение слов, фраза. Проникая в глубь текста, анализируя его с различных точек зрения, мы начинаем понимать, как «алгеброй» создаётся «гармония». Подчеркну, что такой анализ даже одного стихотворения способствует проникновению в лабораторию Поэзии, помогает осознать, как самые разные средства языка «строят» художественное произведение.

Очевидно, что произведение литературы — не простой текст. И оно создаётся писателем или поэтом не так, как, к примеру, машина конструктором, когда каждая часть получает свои, чётко определённые задачи. Может быть, художник слова порождает шедевр просто благодаря своему таланту и вдохновению, не размышляя, не взвешивая, просто потому, что «поэтами рождаются»?

Задумываясь над этим, учёные проанализировали огромное количество текстов. С одной стороны, изучалась история создания произведения, его место в творчестве поэта или прозаика, восприятие читателями, система образов, сюжет, с другой — языковые черты художественной речи.

Особенно плодотворными и глубокими в плане изучения языка художественных текстов являются исследования авторитетного учёного Юрия Михайловича Лотмана. По мнению Лотмана и его учеников, нужно анализировать произведение по уровням языка, то есть изучить фонетический, лексический и другие его «слои» отдельно и проследить вклад каждого в создание текста.

Мною была сделана попытка применить такой многомерный способ анализа текста для изучения стихотворения «Весенняя гроза» и проследить при этом, как заглавие, композиция, ритмические, лексические, синтаксические средства создают особый «мир стихотворения». Результаты работы и представлены в этом докладе.

2. Как вы понимаете выражение поверить (проверить) алгеброй гармонию? Знаете ли вы, откуда оно происходит?

Решение. №290 (с. 153)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 153, номер 290, Решение
Решение 2. №290 (с. 153)

1. Проанализируйте отрывок из доклада. Какой этап исследования здесь отражён? Показаны ли докладчиком значение темы, связь темы с более общей проблемой? Отражены ли основные работы, связанные с проблемой? Намечены ли цель работы, способы проведения исследования? Почему вы так думаете?

В представленном отрывке отражён вступительный этап исследования (введение). Об этом свидетельствует его структура: сначала обозначается тема доклада («Многомерный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”»), затем подчёркивается её актуальность и значимость в контексте русской литературы, формулируется исследовательский вопрос (проблема), даётся краткий обзор теоретической базы и, наконец, определяются цель и методы предстоящего анализа. Все эти элементы характерны именно для введения в научную работу.

Докладчик успешно показывает значение темы и её связь с более широким кругом проблем. Значимость анализа стихотворения «Весенняя гроза» подчёркивается его известностью и художественным совершенством («впечатление драгоценного камня поэзии»). Тема доклада вписана в общий контекст русской литературы, для которой всегда было характерно внимание к природе. Кроме того, она связана с фундаментальной проблемой литературоведения: как создаётся художественное произведение, каким образом из отдельных языковых элементов («ритм, звук, слово, соединение слов, фраза») рождается целостный эстетический эффект, или, как говорит автор, как «„алгеброй“ создаётся „гармония“».

В докладе отражены основные подходы и работы, связанные с проблемой, хотя и без перечисления конкретных названий и имён, за одним важным исключением. Автор упоминает, что «учёные проанализировали огромное количество текстов», изучая их с разных сторон (история создания, система образов, языковые черты). Ключевым моментом является ссылка на «исследования авторитетного учёного Юрия Михайловича Лотмана» и его метод анализа текста по языковым уровням. Это указывает на то, что работа опирается на солидную научную базу структуралистской школы.

В тексте чётко намечены цель и способы проведения исследования. Цель работы — «проследить... как заглавие, композиция, ритмические, лексические, синтаксические средства создают особый „мир стихотворения“». В качестве способа (метода) выбран «многомерный способ анализа текста», основанный на идеях Ю. М. Лотмана. Этот метод предполагает последовательное изучение различных «слоёв» произведения («фонетический, лексический и другие») для понимания их вклада в общее художественное целое.

2. Как вы понимаете выражение поверить (проверить) алгеброй гармонию? Знаете ли вы, откуда оно происходит?

Выражение «поверить алгеброй гармонию» означает попытку проанализировать, понять и объяснить произведения искусства с помощью точных, рациональных, почти математических методов. В этом афоризме «гармония» символизирует искусство, творчество, вдохновение, красоту — то, что воспринимается целостно и эмоционально. «Алгебра» же олицетворяет науку, логику, строгий анализ, разбор целого на составные части. Таким образом, фраза описывает научный, в частности филологический, анализ художественного текста, который стремится вскрыть механизмы создания эстетического впечатления. Именно в этом смысле его использует автор доклада.

Это крылатое выражение происходит из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830 г.). Эту фразу произносит один из главных героев, композитор Сальери, рассказывая о своём пути в искусстве:

...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...

В контексте произведения Пушкина Сальери противопоставляет свой ремесленный, выверенный, «алгебраический» подход к музыке гениальной, интуитивной и божественной лёгкости Моцарта. Для Сальери такой анализ был способом постичь и подчинить себе искусство. Изначально фраза несёт в себе оттенок холодного препарирования, которое может убить живую душу творчества. Однако со временем она утратила этот негативный оттенок и стала широко использоваться для обозначения любого научного анализа искусства, как это и делает автор доклада.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 290 расположенного на странице 153 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №290 (с. 153), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.