Номер 38, страница 30 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Текст и его признаки. Параграф 5. Единицы текста и его признаки - номер 38, страница 30.

№38 (с. 30)
Условие. №38 (с. 30)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 30, номер 38, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 30, номер 38, Условие (продолжение 2)

38. 1. Прочитайте текст, определите тип речи, докажите структурную связность текста.

2. Определите средства связи предложений в тексте. Какой вид связи предпочёл автор для реализации собственного замысла?

...Во время Великой Отечественной войны мне довелось побывать в доме извес(?)ного учёного Обручева. Семидесятилетний академик (не)утомимый путешестве(н/нн)ик и такой же (не)утомимый писатель показал мне как он работает. Что(бы) продлить время он ра(з/с)делил свой рабочий день на три рабочих дня. Первый начи-нает(?)ся утром и кончает(?)ся к обеду. Второй продолжает(?)ся от обеда до ужина. Третий от ужина до сна.сн

В первый день он занимается самой ответственной работой боль-шим научным трудом; во второй более лёгкой деловыми письмами статьями в третий день он писал романы для юношества так как очень любил молодёж(?). И в каждом дне у него были свои паузы прогулки еда отдых. Так удлинялась жизнь.

Помогала учёному в проведении этой системы а(к/кк)уратная ра(з/с)кладка м всех материалов которые ему нужны были для рабо-ты... Ни клоч(?)ка ни странич(?)ки не могло зат..рят(?)ся случайно так как он сразу уб..рал всё на своё место. (Ни)чего не надо было искать что(бы) пр..помнить, где находится что(либо) нужное или забытое (по М. Шагинян).

⬆️ 3. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Решение. №38 (с. 30)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 30, номер 38, Решение
Решение 2. №38 (с. 30)

1. Прочитайте текст, определите тип речи, докажите структурную связность текста.

Тип речи данного текста — повествование с элементами описания.

Это повествование, так как в тексте рассказывается о последовательных событиях и действиях: о визите к учёному Обручеву и о том, как он организовал свой рабочий процесс. Основу текста составляют глаголы, передающие динамику: довелось побывать, показал, разделил, начинается, продолжается, занимался, писал. Текст отвечает на вопрос «что происходило?».

Элементы описания проявляются в характеристике учёного («семидесятилетний академик, неутомимый путешественник и такой же неутомимый писатель») и в детальном представлении его системы работы.

Структурная связность текста доказывается:

  • Тематическим единством: весь текст посвящён одной теме — уникальной системе организации труда учёного В. А. Обручева.
  • Композиционной стройностью: текст имеет чёткую структуру, состоящую из вступления (знакомство с героем), основной части (подробное описание его трёхдневного рабочего цикла) и заключения (вывод об эффективности данной системы).
  • Логической последовательностью: изложение событий и фактов следует строгой логике, от общего (принцип разделения времени) к частному (описание каждого из трёх дней).

2. Определите средства связи предложений в тексте. Какой вид связи предпочёл автор для реализации собственного замысла?

В тексте используются разнообразные средства связи между предложениями:

  • Лексические: лексический повтор ключевых слов (день, работа), использование контекстуальных синонимов (учёный, академик).
  • Морфологические: личные и указательные местоимения, заменяющие слова из предыдущих предложений (он, его, этой); наречия времени и порядковые числительные, организующие последовательность (в первый день, во второй, в третий; первый, второй, третий); союзы (и, так как).
  • Синтаксические: синтаксический параллелизм — однотипное построение предложений при описании каждого из трёх рабочих дней, что создаёт единый ритм и структуру.

Для реализации своего замысла автор умело сочетает цепную и параллельную связь предложений. Цепная связь обеспечивает плавное и последовательное развитие повествования: каждое новое предложение логически вытекает из предыдущего. Однако ключевую роль в описании самой системы работы играет параллельная связь. Именно однотипное построение фраз, описывающих первый, второй и третий дни, позволяет автору чётко и наглядно структурировать информацию и показать читателю суть метода учёного в виде стройной и логичной системы.

3. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Во время Великой Отечественной войны мне довелось побывать в доме известного учёного Обручева. Семидесятилетний академик, неутомимый путешественник и такой же неутомимый писатель, показал мне, как он работает. Чтобы продлить время, он разделил свой рабочий день на три рабочих дня. Первый начинается утром и кончается к обеду. Второй продолжается от обеда до ужина. Третий — от ужина до сна.

В первый день он занимается самой ответственной работой — большим научным трудом; во второй — более лёгкой: деловыми письмами, статьями; в третий день он писал романы для юношества, так как очень любил молодёжь. И в каждом дне у него были свои паузы: прогулки, еда, отдых. Так удлинялась жизнь.

Помогала учёному в проведении этой системы аккуратная раскладка всех материалов, которые ему нужны были для работы... Ни клочка, ни странички не могло затеряться случайно, так как он сразу убирал всё на своё место. Ничего не надо было искать, чтобы припомнить, где находится что-либо нужное или забытое.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 38 расположенного на странице 30 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №38 (с. 30), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.