Номер 34, страница 27 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Текст и его признаки. Параграф 5. Единицы текста и его признаки - номер 34, страница 27.
№34 (с. 27)
Условие. №34 (с. 27)
скриншот условия
34. 1. Ознакомьтесь с отрывками из творческой работы семиклассника. Какие способы смысловой цельности высказываний в тексте они иллюстрируют?
I. Видневшийся вдали лес (И₁) всегда был для нас родным домом (Н₁). Лес (И₁) закалял нашу волю, учил ценить дружескую помощь (Н₂). Он (И₁) открывал нам свои тайны, учил мудрости и терпению (Н₃). Лес (И₁) был нашим кормильцем, защитником, хранилищем волшебной красоты, будил наше воображение и щедро показывал совершенство законов природы (Н₄).
II. Лес (И₁) всегда был для нас родным домом (Н₁). Этот «дом» (И₂) особенно прекрасен ранней осенью (Н₂). Её свежий воздух и яркие краски (И₃) бодрят, придают силы (Н₃). Они (И₄) необходимы нам для успешной учёбы в школе (Н₄).
III. Лес (И) всегда был для нас родным домом. Засохшие деревья (И₁), вырубаемые взрослыми, согревали нас зимой (Н₁). Ароматные лесные ягоды (И₂) были любимым лакомством летом (Н₂). «Тихая охота» за осенними грибами (И₃) доставляла радость всей нашей семье (Н₃). Первые весенние цветы, звук трескавшихся почек (И₄) были предвестниками новой жизни (Н₄) (из работы учащегося).
↑ 2. Составьте (устно или письменно) текст (тема по выбору: «Театр», «Спорт», «Путешествие», «Каникулы» и т. д.), используя в них различные способы, обеспечивающие смысловую цельность текста.
↑ 3. Докажите, что смысловую цельность текста обеспечивает взаимодействие известного и нового в предложениях текста.
Решение. №34 (с. 27)
Решение 2. №34 (с. 27)
1. В представленных отрывках смысловая цельность текста достигается различными способами:
В отрывке I используется цепная связь предложений. Основные средства связи — лексический повтор (слово «Лес» повторяется в нескольких предложениях) и местоименная замена (слово «Лес» заменяется местоимением «Он»). Каждое последующее предложение развивает мысль предыдущего, раскрывая, в чем именно лес был «родным домом».
В отрывке II также используется цепная связь. Связь между первым и вторым предложениями обеспечивается лексическим повтором с использованием указательного местоимения («родным домом» — «Этот «дом»»). Связь последующих предложений осуществляется с помощью местоименной замены («ранней осенью» — «Её свежий воздух...»; «воздух и краски» — «Они»).
В отрывке III используется параллельная связь. Первое предложение («Лес всегда был для нас родным домом») задает общую тему. Все последующие предложения являются однотипными по структуре и раскрывают эту тему, приводя конкретные примеры того, чем был полезен и дорог лес в разное время года (зимой — дрова, летом — ягоды, осенью — грибы, весной — цветы). Связь обеспечивается тематическим единством и синтаксическим параллелизмом (перечисление того, что давал лес).
2.
Тема: «Спорт»
Я очень люблю спорт. Он помогает мне быть сильным и выносливым. Особенно мне нравится футбол. Эта командная игра учит не только технике владения мячом, но и взаимопомощи. На поле мы все — единый механизм. Такое единство и помогает нам побеждать.
(В этом тексте использованы: местоименная замена («Спорт» — «Он»), описательный оборот, заменяющий существительное («футбол» — «Эта командная игра»), лексический повтор с указательным местоимением («единый механизм» — «Такое единство»)).
3.
Смысловую цельность текста обеспечивает закономерное развертывание мысли, которое строится на взаимодействии «известного» и «нового». В лингвистике «известное» (или «данное», тема) — это та часть информации в предложении, которая уже знакома читателю из предыдущего контекста или общей ситуации. «Новое» (рема) — это то, что сообщается об «известном», основная мысль высказывания.
Связь в тексте создается за счет того, что «новое» из предыдущего предложения становится «известным» в последующем, образуя непрерывную цепочку мысли. Докажем это на примере отрывка II:
Предложение 1: Лес (известное) всегда был для нас родным домом (новое).
Предложение 2: Этот «дом» (известное, взятое из «нового» в предложении 1) особенно прекрасен ранней осенью (новое).
Предложение 3: Её [осени] свежий воздух и яркие краски (известное, связанное с «новым» в предложении 2) бодрят, придают силы (новое).
Таким образом, каждое следующее предложение как бы «подхватывает» мысль предыдущего и развивает ее, добавляя новую информацию. Это последовательное чередование и взаимодействие «известного» и «нового» и создает связный, логичный и целостный текст.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 34 расположенного на странице 27 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №34 (с. 27), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.