Номер 68, страница 46 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Функциональные стили речи. Параграф 7. Функциональные стили и их признаки - номер 68, страница 46.
№68 (с. 46)
Условие. №68 (с. 46)
скриншот условия
68. Прочитайте текст. Сделайте его письменный стилистический анализ, установив: а) задачу текста; б) сферу применения; в) стилевые черты; г) языковые средства.
ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ* СПОСОБНОСТЬ
Лица, впервые знакомящиеся с явлениями мысленного внушения и спонтанной телепатии, обычно задаются вопросом: «Почему только некоторые, немногие люди одарены этой удивительной способностью? Почему с нами никогда ничего подобного не было? Не странно ли это? Ведь другие психические способности присущи всем людям без исключения». На это можно ответить: да, присущи всем людям, но в какой различной степени! Возьмём, например, способность к устному счёту. В Бехтеревском институте мозга автору довелось участвовать в обследовании феноменального счётчика Арраго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10—12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Арраго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально «выпаливал» ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. «Простой же смертный» выполнял эту счётную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Примечательно, что феноменальная способность к устному счёту проявляется у таких одарённых счётчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано — ещё в дошкольном возрасте (по Л. Васильеву).
Решение. №68 (с. 46)
Решение 2. №68 (с. 46)
а) задачу текста
Задача текста — в доступной и увлекательной форме донести до широкого круга читателей мысль о том, что уникальные психические способности (такие как телепатия или феноменальный устный счёт) могут быть не редким даром избранных, а свойством, присущим всем людям в разной степени. Текст выполняет информационно-популяризаторскую и убеждающую функции, переводя сложную идею на язык понятных примеров и сравнений.
б) сферу применения
Сфера применения данного текста — научно-популярная литература и публицистика. Такой фрагмент мог бы быть опубликован в научно-популярном журнале (например, в разделе о психологии или загадках человеческого мозга), в книге, посвящённой паранормальным явлениям или скрытым возможностям человека, а также на познавательном интернет-ресурсе. Текст рассчитан на широкую, непрофессиональную аудиторию, интересующуюся наукой и неизведанным.
в) стилевые черты
Текст относится к научно-популярному стилю. Его основные стилевые черты:
- Сочетание научности и доступности: используются термины (мысленного внушения, спонтанной телепатии, психические способности), но они поясняются и иллюстрируются понятными примерами.
- Логичность и последовательность изложения: повествование строится по схеме «вопрос → тезис-ответ → доказательство-пример».
- Призыв к диалогу с читателем: автор задаёт риторические вопросы и использует прямые обращения («Представьте себе...», «Возьмём, например...»), что вовлекает читателя в рассуждение.
- Эмоциональность и образность: для удержания интереса используются оценочные эпитеты (удивительной, феноменальная, невероятной) и выразительные метафоры.
- Обобщённость: автор рассуждает о способностях, присущих «всем людям», «некоторым, немногим людям», то есть о явлениях в целом.
г) языковые средства
Для реализации стилевых черт в тексте используются следующие языковые средства:
- Лексические:
- Научная и специальная лексика: телепатия, психические способности, феноменального счётчика.
- Эмоционально-оценочная лексика, выражающая удивление и восхищение: удивительной способностью, невероятной быстротой.
- Разговорные и экспрессивные выражения, создающие образность: буквально «выпаливал» ответ, «простой смертный».
- Синтаксические:
- Риторические вопросы в начале текста, которые ставят проблему и привлекают внимание читателя: «Почему только некоторые... люди одарены этой удивительной способностью?», «Не странно ли это?».
- Побудительные предложения и вводные слова, организующие диалог и рассуждение: «Возьмём, например...», «Представьте себе...».
- Сложные предложения с различными видами связи, позволяющие выстроить логически последовательное повествование.
- Конструкция с противопоставлением для усиления эффекта: феноменальные способности Арраго сравниваются с действиями «простого смертного», который выполняет ту же задачу «нередко с ошибками».
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 68 расположенного на странице 46 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №68 (с. 46), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.