Номер 69, страница 47 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Жанры речи: дискуссия. Параграф 8. Диалогические жанры речи - номер 69, страница 47.

№69 (с. 47)
Условие. №69 (с. 47)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 47, номер 69, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 47, номер 69, Условие (продолжение 2)

69. 1. Используя схему (I), данные определения (II) и текст (III), подготовьте высказывание объяснительного характера о том, что такое дискуссия. К какой разновидности речи она относится? Какие жанры сходны с дискуссией и чем они отличаются от неё?

I.

МОНОЛОГ

ДИАЛОГ ~ полилог

Спор

Дискуссия

Полемика

Дебаты

II.

Монолог — развёрнутое высказывание одного лица, обращённое к слушателям или к самому себе.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц, их совместная речевая деятельность, речевое общение.

Полилог — разновидность диалога, разговор между несколькими лицами.

Спор — столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с ними представления другой стороны.

Дискуссия (от лат. discussio — 'исследование, разбор') — разновидность спора; рассмотрение, обсуждение вопроса, проблемы, направленное на достижение истины и использующее только корректные* приёмы ведения спора.

Полемика (от древнегреч. полемика — 'военные дела, военное искусство') — спор, основной задачей которого является победа над противоположной стороной, утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу, когда стороны используют не только корректные приёмы ведения спора.

Дебаты (от лат. batuere — 'биться') — разновидность спора, направленная на то, чтобы его участники убедили в своей правоте прежде всего не друг друга, а третью сторону, сформировав у аудитории определённое мнение по данному вопросу.

III. Дискуссия — одна из важнейших форм общения, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Можно утверждать, что в дискуссии нередко отсутствует тезис, но есть тема в качестве объединяющего начала, вопрос, на который нет однозначного ответа. Не являясь борьбой противоречащих друг другу мнений, данный вид спора представляет собой форму сотрудничества, коллективной работы.

Дискуссия — это полилог. Она основывается на равноправии участников. Цель дискуссии — совместный поиск истины, достижение согласия её участников по спорному вопросу. Речь идёт об установлении истинности без принятия одного из мнений как единственно верного.

Особенностью дискуссии является аргументированность, а также то, что здесь признаются только корректные методы ведения спора.

Польза дискуссии заключается в следующем. С одной стороны, она уменьшает момент субъективности, то есть убеждения отдельного человека или группы людей при обсуждении получают общую поддержку, а следовательно — определённую обоснованность. С другой стороны, она если и не приводит участников к всеобщему согласию, то обязательно способствует лучшему взаимопониманию оппонентов.

Всё перечисленное позволяет отнести дискуссию к высшему, самому качественному разряду спора (по Т. Хачатуровой).

2. Согласны ли вы с выделенным утверждением автора текста? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Выберите и запишите те особенности жанра дискуссии, которые помогут вам лучше усвоить тему.

Решение. №69 (с. 47)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 47, номер 69, Решение
Решение 2. №69 (с. 47)
1.

Дискуссия — это разновидность спора, которая относится к диалогической, а точнее, полилогической форме речи. Опираясь на предоставленные материалы, её можно определить как коллективное обсуждение спорного вопроса или проблемы, главной целью которого является совместный поиск и достижение истины. Это не борьба противоречащих мнений, а форма сотрудничества и коллективной работы, которая основана на равноправии участников и использовании исключительно корректных, аргументированных методов ведения спора.

С дискуссией сходны такие жанры спора, как полемика и дебаты, однако между ними существуют принципиальные различия.
Основное отличие дискуссии от полемики заключается в цели и методах. Если цель дискуссии — истина, то цель полемики — победа над оппонентом и утверждение собственной точки зрения. Поэтому в дискуссии используются только корректные приёмы, а в полемике могут применяться и некорректные.
Отличие дискуссии от дебатов состоит в адресате и задаче. Участники дискуссии стремятся прийти к общему пониманию и найти истину вместе. Участники дебатов, в свою очередь, нацелены на то, чтобы убедить в своей правоте не друг друга, а третью сторону — аудиторию, сформировав у неё определённое мнение.

2.

Да, я полностью согласен с выделенным утверждением автора текста о том, что «дискуссию [можно] отнести к высшему, самому качественному разряду спора». Эта высокая оценка оправдана несколькими ключевыми особенностями дискуссии, которые выгодно отличают её от других, более конфронтационных видов спора.
Во-первых, её созидательная цель. Дискуссия нацелена не на самоутверждение или победу любой ценой, а на совместный поиск истины и достижение согласия. Это более сложная и ценная задача, требующая от участников интеллектуальных усилий и готовности к сотрудничеству.
Во-вторых, её этические рамки. Требование использовать только корректные приёмы ведения спора поднимает общение на более высокий культурный уровень, способствует уважительному отношению между оппонентами и делает процесс познания более объективным.
В-третьих, её коллективный и равноправный характер. Дискуссия — это форма сотрудничества, которая уменьшает субъективизм личных убеждений и способствует лучшему взаимопониманию. В отличие от полемики, где доминирует конфликт, или дебатов, где есть элемент состязательности перед аудиторией, дискуссия создаёт условия для подлинного диалога и совместного интеллектуального творчества. Именно эти качества — нацеленность на истину, этичность и сотрудничество — и делают её «высшим разрядом спора».

3.

Для лучшего усвоения темы и понимания сути жанра дискуссии полезно выделить следующие её ключевые особенности:
Цель: Главная задача — не победа в споре, а совместный, коллективный поиск истины и достижение согласия по спорному вопросу.
Характер взаимодействия: Это форма сотрудничества и коллективной работы, основанная на полном равноправии всех участников, а не борьба или соревнование.
Методы: Допускается использование только корректных приёмов и веских, обоснованных аргументов; недопустимы уловки, давление или переход на личности.
Результат: Дискуссия направлена на уменьшение субъективности, достижение взаимопонимания между оппонентами и выработку общего, обоснованного решения или мнения.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 69 расположенного на странице 47 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №69 (с. 47), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.