Номер 158, страница 94 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Состав слова. Образование слов. Параграф 19. Образование слов - номер 158, страница 94.

№158 (с. 94)
Условие. №158 (с. 94)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 94, номер 158, Условие

158. 1. Прочитайте текст. Определите, какими средствами создаётся многообразие значений в выделенных глаголах. Укажите их вид.

2. Составьте из этих глаголов все возможные словообразовательные цепочки и запишите.

Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы. <....> В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!

Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, заплыть, отплывать, отплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться — это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия (по В. Белинскому).

Pp 3. Напишите небольшое сочинение на тему «На реке (на озере, на море)», максимально используя данные глаголы. Сравните, как глаголы разного вида представляют действие в вашем тексте.

Решение. №158 (с. 94)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 94, номер 158, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 94, номер 158, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №158 (с. 94)

1.

Многообразие значений в выделенных глаголах создаётся с помощью морфологических средств словообразования, то есть путём присоединения к исходным глаголам различных морфем. Укажем их вид:

  • Приставки (префиксальный способ): присоединение к производящим основам -плыть- и -плавать- приставок при-, за-, от-, у-, на-, под-, по-, рас-. Каждая приставка добавляет новый оттенок значения: направление движения (приплыть, уплыть), начало действия (поплыть), ограничение действия во времени (поплавать) и т. д.
  • Суффиксы (суффиксальный способ): использование формообразующего суффикса -ва- для образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида, образованных с помощью приставок (например, от глагола приплыть образуется глагол приплывать). Это позволяет создать видовую пару и описать действие как процесс.
  • Постфикс -ся (постфиксальный и приставочно-постфиксальный способы): добавление постфикса -ся, который меняет значение глагола, указывая на полноту, исчерпанность действия (наплаваться — вдоволь поплавать) или на чрезмерность, утомление от действия (заплаваться). Когда постфикс присоединяется одновременно с приставкой, способ называется приставочно-постфиксальным (плавать → на-плавать-ся).

2.

Все возможные словообразовательные цепочки из данных глаголов:

  • плыть → приплыть → приплывать
  • плыть → заплыть → заплывать
  • плыть → отплыть → отплывать
  • плыть → уплыть → уплывать
  • плыть → наплыть → наплывать
  • плыть → подплыть → подплывать
  • плыть → поплыть
  • плыть → расплыться
  • плавать → поплавать
  • плавать → наплаваться
  • плавать → заплаваться
  • плавать → расплаваться

3.

Однажды летним днём мы отдыхали на реке. Вода была тёплая, и мы долго плавали у берега. Вдруг мой товарищ решил перебраться на другой берег и сразу поплыл через реку. Он плыл медленно, но уверенно. Когда он наконец приплыл, мы помахали ему. Он немного поплавал у того берега и отправился обратно.

Пока он возвращался, с полей наплыл густой туман. Мы забеспокоились, что он может сбиться с курса и заплыть в заросли камыша. Мы стали вглядываться в белую пелену и вскоре увидели его силуэт. Вот он уже подплывал к нам. Вернувшись, он с восторгом сказал, что успел вдоволь наплаваться и даже немного заплавался, но был очень доволен.

Вечером мы сидели у костра. Последняя лодка отплывала от нашего берега. Её фигура медленно уплывала вдаль, пока её очертания окончательно не расплылись в сгущавшихся сумерках.

В этом тексте глаголы разного вида представляют действие по-разному. Глаголы несовершенного вида (плавали, плыл, отплывала, уплывала, расплылись) описывают действие как процесс, подчёркивают его длительность или состояние. Например, фраза «долго плавали» указывает на продолжительность. Глаголы совершенного вида (поплыл, приплыл, поплавал, наплыл, заплыть, подплывал, наплаваться, заплавался) обозначают законченное, однократное действие, его результат или начало. Например, «он приплыл» — это констатация результата, а «он поплыл» — указание на начало движения. Таким образом, использование глаголов обоих видов позволяет сделать рассказ более детальным и динамичным, показывая как сами действия в их течении, так и их завершение.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 158 расположенного на странице 94 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №158 (с. 94), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.